Solution Vector: главная страница

Главная  | Каталог  | Поиск  | Статьи  | Пресс-релизы  | Обучение  | Вопросы-ответы | О проекте

Командировки: новые аспекты и проблемы локального регулирования

14.04.09 14:33

В настоящее время, после создания и реорганизации филиалов высших и средних образовательных учреждений, стали возникать вопросы, связанные с оплатой поездок преподавателей и сотрудников в данные филиалы для проведения различных видов учебных занятий. Дело в том, что время в пути от основного места работы до филиала или учебно-консультационного пункта зачастую занимает более трех часов, а если прибавить к этому времени еще и время в пути от филиала до постоянного места работы, то оно составляет более семи часов. Возникает вопрос, какова должна быть продолжительность рабочей смены сотрудника в данном филиале, если весь его рабочий день затрачен на время нахождения в пути в служебном транспорте?

Источник: Практический журнал "Горячая линия бухгалтера"

 

Бляхман Б.Я., к.ю.н., доцент,заведующий кафедрой теории и истории государства и права Кемеровского государственного 
университета

В настоящее время, после создания и реорганизации филиалов высших и средних образовательных учреждений, стали возникать вопросы, связанные с оплатой поездок преподавателей и сотрудников в данные филиалы для проведения различных видов учебных занятий. Дело в том, что время в пути от основного места работы до филиала или учебно-консультационного пункта зачастую занимает более трех часов, а если прибавить к этому времени еще и время в пути от филиала до постоянного места работы, то оно составляет более семи часов. Возникает вопрос, какова должна быть продолжительность рабочей смены сотрудника в данном филиале, если весь его рабочий день затрачен на время нахождения в пути в служебном транспорте? Возникает и второй вопрос, как учитывать время в пути до филиала и обратно в служебном транспорте, если данный вид рабочего времени для преподавателя не предусмотрен в трудовом договоре? Для водителя служебного транспорта время, проведенное за рулем, считается рабочим, и он получает за это заработную плату (с учетом сверхурочных за время ожидания преподавателя в филиале). Для преподавателя, который находится в пути  рядом с водителем служебного автомобиля, данная разновидность рабочего времени и оплата за него не предусмотрены, поскольку он получает заработную плату за реальные часы проведенных им занятий в филиале.

В  Положении «Об особенностях направления работника в служебные командировки», утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации № 749 от 13 октября 2008 г., уточнены некоторые моменты, связанные с командированием работников в служебные командировки. В частности уточнено понятие «место постоянной работы», под которым следует считать место расположения организации «обособленного структурного подразделения организации», работа в которой обусловлена трудовым договором (далее - командирующая организация), (см. указ. Постановление п. 3, абзац 1). Кроме того, в п. 3, абзац 2 данного Положения установлено, что работники направляются в командировки по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы. Поездка работника, направляемого в командировку по распоряжению работодателя или уполномоченного им лица в обособленное подразделение командирующей организации (представительство, филиал), находящееся вне места постоянной работы, также признается командировкой, а абзац 3 п. 3 этого же Положения подтвердил уже имеющуюся юридическую конструкцию о том, что служебные поездки работников, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер, командировками не считаются.

Таким образом, исходя из данного правила, рабочее время водителя служебного транспорта (как в нашем случае) командировкой не считается, поскольку служебные поездки до филиала и обратно предусмотрены в трудовом договоре. Что касается разъездного характера работы преподавателей и сотрудников, то она не предусмотрена в трудовом договоре, поскольку их постоянная работа должна проходить, как правило, в стационарных условиях (если не считать лекций и бесед в самом служебном транспорте). В связи с этим возникает еще один вопрос, поскольку преподаватели, сотрудники, водители во время пути до филиала и обратно находятся в средствах повышенной опасности, т.е. находятся в технических средствах повышенного риска и наступления страхового случая, то как быть с компенсационными выплатами за работу в опасных условиях труда? Такие выплаты в настоящее время не предусмотрены ст. 147 Трудового кодекса РФ, не обозначены они в Перечне № 1 (работы с опасными, вредными, тяжелыми условиями труда), нет их и в Перечне № 2 (работы с особо вредными условиями труда), утвержденных приказом № 611 Министерства науки, высшей школы и технической политики РФ от 7 октября 1992 года.

Нет ответов на эти вопросы и в научной юридической литературе, поскольку споры и дискуссии по проблемам служебных командировок превратились, практически, в схоластические рассуждения о применяемых законодателем понятиях (см. обзор различных мнений по поводу определения понятия «служебная командировка». А.А. Евдокимов «Служебные командировки. Некоторые спорные вопросы» // Право и государство: теория и практика. – 2008. - №  5. - С. 37 - 40).

Нельзя не обратить внимания и на возмещение расходов по проезду и найму жилого помещения, дополнительных расходов, связанных с проживанием вне постоянного места жительства (суточные), а также иных расходов, произведенных работником с разрешения руководителя организации. Положение определило, что размер расходов, связанных с командировкой, определяется коллективным договором или локальным нормативным актом (абзац 2, п. 11). Не является секретом то, что современные коллективные договоры или локальные нормативные акты предприятий предусматривают возмещение расходов по командировкам  работникам в фиксированных ценах, без учета инфляции и возможной индексации. Такое фиксированное возмещение расходов не показывает реальных израсходованных работником сумм. Сложившаяся ситуация связана с возмещением расходов по проживанию (оплата гостиниц), питанию, проезду в общественном транспорте, и может привести к злоупотреблению служебным положением  как со стороны работника, так и со стороны организации, поскольку начинается поиск средств для возмещения командировочных расходов.

Во втором случае начинается экономия на командировках, причем отклоняются спланированные служебные поездки для выполнения научных исследований в лабораториях других учебных заведений, откладываются работы в архивах и библиотеках, приостанавливается участие в археологических и экологических экспедициях и т.д., что является, в конечном итоге, нарушением прав работника.

Дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места жительства (суточные), возмещаются работнику за каждый день нахождения в командировке, включая выходные и нерабочие дни (см. абз. 3 п. 11 Положения).

Не бесспорным является абзац 4 п. 11 Положения о том, что при командировках в местность, откуда работник, исходя из условий транспортного сообщения и характера выполняемой в командировке работы, имеет возможность ежедневно возвращаться к месту постоянного жительства, суточные не выплачиваются. По моему мнению, данная норма серьезно нарушает права работника на здоровый образ жизни и охрану его здоровья, поскольку в данном случае необходимо предусматривать возмещение командированному работнику расходов, связанных с питанием. Такое правило необходимо предусмотреть в коллективном договоре или ином локальном нормативном акте.

Вопрос о целесообразности ежедневного возвращения работника из места командировки к месту постоянного жительства в каждом конкретном случае решается руководителем организации с учетом дальности расстояния, условий транспортного сообщения, характера выполняемого задания, а также необходимости создания работнику условий для отдыха (абзац 5 п. 11 Положения). На мой взгляд, решение о возврате работника ежедневно к постоянному месту жительства должен решаться не на основе обычного приказа руководителя, а на основе специального правила, установленного в локальном нормативном акте и коллективном договоре, и только за неимением таковых в приказе.

Одной из попыток закрепления прав работника на компенсационные выплаты при выполнении трудовых функций в филиалах и представительствах была процедура принятия в новом «Положении об оплате труда работников ГОУ ВПО «Кемеровский государственный университет» правила, в котором должно было быть предусмотрено компенсационное возмещение работникам, исполняющим трудовые функции в представительствах университета (служебные поездки; риск нахождения в средствах повышенной опасности; риск страхового случая; отсутствие комфорта для отдыха; отсутствие горячего питания; время нахождения в пути к основному месту работы и обратно и т.д.). Но, к сожалению, в итоговый документ это правило не попало, что, естественно, определило отсутствие этой нормы в коллективном договоре КемГУ (см. приложение № 5 «Виды выплат компенсационного характера и порядок их установления» к «Положению об оплате труда работников ГОУ ВПО «Кемеровский государственный университет» (Приложение № 3 к Коллективному договору КемГУ). – Кемерово. – КемГУ. – 2008. – 38 с.).

На мой взгляд, вышеперечисленные вопросы, относящиеся к регулированию трудовых и связанных с ними отношений, необходимо предусматривать в локальных нормативных актах организаций, таких как: «Положение о заработной плате и премировании работников»; «Положение о компенсационных выплатах работникам, связанных с особыми условиями труда»; «Дополнительное соглашение о страховых выплатах работникам»; «Положение о дополнительных гарантиях прав работников, выполняющих работы в условиях риска наступления страхового случая» и т.д.). Некоторые вопросы, связанные с регулированием трудовых отношений работников, направляемых в командировки, должны устанавливаться в коллективном договоре, на что прямо указывает «Положение об особенностях направления работников в служебные командировки», утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации № 749 от 13 октября 2008 года (см., например, п. 11 абзац 2, 6; п. 17 пп б.).

Источник: http://www.glb-info.ru