Solution Vector: главная страница

Главная  | Каталог  | Поиск  | Статьи  | Пресс-релизы  | Обучение  | Вопросы-ответы | О проекте

Налог на прибыль. Отчетность за I квартал 2009 года.

03.04.09 09:40

Из этой статьи Вы узнаете: О порядке заполнения декларации Исходя из какой ставки рассчитывать авансы по налогу на прибыль на I квартал 2009 г.? На что необходимо обратить внимание при исчислении налогооблагаемой базы в I квартале 2009 г?

Источник: Практический журнал "Горячая линия бухгалтера"

 

Тихонова Е.П.

 

Плательщиками налога на прибыль являются российские и иностранные организации, которые осуществляют свою деятельность на территории Российской Федерации через постоянные представительства (ст. 246 НК РФ).
Напомним, что в соответствии со ст. 11 Налогового кодекса РФ организации – это юридические лица, образованные в соответствии с законодательством РФ, а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, филиалы и представительства указанных иностранных лиц и международных организаций, созданные на территории Российской Федерации. Это означает, что налогоплательщиками налога на прибыль признаются как коммерческие, так и некоммерческие организации, в том числе бюджетные учреждения (ст. 50 ГК РФ).
Не являются плательщиками налога на прибыль организации, уплачивающие налог в соответствии со специальными налоговыми режимами. При этом плательщики единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности и налога на игорный бизнес должны исчислять и уплачивать налог на прибыль по деятельности, не облагаемой единым налогом и не относящейся к игорному бизнесу.
Не позднее 28 апреля 2009 г. плательщики налога на прибыль должны представить в налоговые органы декларацию за I квартал 2009 г. (п. 3 ст. 289 НК РФ).
Налогоплательщики независимо от наличия у них обязанности по уплате налога и (или) авансовых платежей по налогу, особенностей исчисления и уплаты налога обязаны по истечении каждого отчетного и налогового периода представлять в налоговые органы по месту своего нахождения и месту нахождения каждого обособленного подразделения соответствующие налоговые декларации.
Организации, у которых отсутствует хозяйственная деятельность, могут воспользоваться правом по представлению налоговой отчетности по упрощенной форме. Такой порядок предусмотрен ст. 80 Налогового кодекса РФ. Приказом Минфина России от 10 июля 2007 г. № 62н утверждена Форма единой декларации и порядок ее заполнения.
Итак, организации, которые в I квартале 2009 г.: 1) не осуществляли операций, в результате которых происходит движение средств на счетах в банках или в кассе; 2) не имели объектов налогообложения по налогу на прибыль организаций, налогу на добавленную стоимость, единому социальному налогу и налогу на имущество организаций, могут отчитываться в упрощенном порядке, подав единую декларацию. Декларацию необходимо представить в налоговый орган не позднее 20 апреля 2009 г. Декларацию можно представить на бумажном носителе лично, или через представителя, или в виде почтового отправления с описью вложения либо через Интернет.
Единая декларация состоит из двух страниц. Первая страница 001 упрощенной налоговой декларации является и титульным, и основным листом. При ее заполнении необходимо указать:
1) вид документа: 1 – первичный, 3 – корректирующий;

2) отчетный год, за который представляется декларация;

3) полное наименование налогового органа, в который представляется декларация, и его код;

4) полное наименование российской организации, соответствующее наименованию, указанному в учредительных документах, полное наименование иностранной организации, а в случае представления декларации физическим лицом указывается его фамилия, имя, отчество (полностью, без сокращений, в соответствии с документом, удостоверяющим личность).

В случае если на странице 001 декларации физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, не указывается ИНН, сообщаются персональные данные этого лица по перечню, приведенному на странице 002 декларации.
В частности, при заполнении сведений на странице 002 декларации:
1) фамилия, имя, отчество физического лица указываются полностью в соответствии с документом, удостоверяющим личность;

2) дата рождения (число, месяц, год) указывается в соответствии с записью в документе, удостоверяющем личность;

3) место рождения указывается в соответствии с записью в документе, удостоверяющем личность.

В таблице, которая приведена на первой странице отчета, нужно указывать, в отношении каких налогов представлена единая декларация. Данная таблица состоит из четырех граф. В первой и второй графах приводят название налога и номер главы Налогового кодекса, которая посвящена данному налогу. Эти сведения нужно отражать в очередности, которая соответствует нумерации глав Налогового кодекса.
Следует отметить, что представление декларации в упрощенном порядке является правом налогоплательщика, а не обязанностью. А это значит, что налогоплательщики при отсутствии хозяйственной деятельности могут сдавать как упрощенную, так и «нулевые» декларации по налогам. Какую декларацию представлять, налогоплательщик решает самостоятельно.
Некоммерческие организации, у которых не возникает обязательств по уплате налога на прибыль организаций, представляют налоговую декларацию по истечении налогового периода по форме в составе титульного листа (лист 01), листа 02 и – в случае получения средств целевого финансирования, целевых поступлений и других средств, указанных в п. 1 и 2 ст. 251 НК РФ, – листа 07. Таким образом, по истечении I квартала 2009 г. некоммерческие организации не представляют налоговую декларацию по налогу на прибыль организаций в случае, если отсутствуют обязательства по уплате налога.
В соответствии с гл. 25 Налогового кодекса РФ бюджетные учреждения, получающие доходы от предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход, являются налогоплательщиками налога на прибыль организаций и определяют налоговую базу по этому налогу в порядке, установленном указанной главой.
Участие бюджетных учреждений в договорных отношениях, возникающих при передаче в пользование арендаторам имущества, находящегося в федеральной собственности и переданного бюджетным учреждениям в оперативное управление, в соответствии со ст. 321.1 Налогового кодекса относится к коммерческой (приносящей доход) деятельности этих бюджетных учреждений.
Согласно п. 1 ст. 321.1 Налогового кодекса РФ налоговая база по налогу на прибыль организаций бюджетных учреждений определяется как разница между полученной суммой дохода от реализации товаров, выполненных работ, оказанных услуг, суммой внереализационных доходов (без учета НДС, акцизов по подакцизным товарам) и суммой фактически осуществленных расходов, связанных с ведением коммерческой деятельности.
В налоговом учете учет операций по исчислению доходов от коммерческой деятельности и расходов, связанных с ведением этой деятельности, ведется в порядке, установленном гл. 25 Налогового кодекса РФ. Доходы определяются в соответствии со ст. 248–250 Налогового кодекса на основании данных первичных учетных документов и налогового учета.

Начиная с отчетности за II полугодие 2008 г., налогоплательщики представляют отчетность по налогу на прибыль организаций по форме декларации, утвержденной Приказом Минфина России от 5 мая 2008 г. № 54н. Полный состав декларации по налогу на прибыль организаций (форма по КНД 1151006) включает семь листов. Однако за определенный отчетный (налоговый) период организации представляют определенный состав налоговой декларации. Организациям необходимо при подаче декларации приложить документы, которые в соответствии с Налоговым кодексом РФ должны представляться вместе с ней. Так, например, если налоговая декларация подписана представителем организации, уполномоченным на то доверенностью, нужно приложить копию такой доверенности (абз. 3 п. 5 ст. 80 НК РФ).
В соответствии с порядком заполнения налоговой декларации по налогу на прибыль за I квартал 2009 г. необходимо представить налоговую декларацию по форме в следующем составе:
1) титульный лист (лист 01). Коды, необходимые для заполнения титульного листа, приведены в Приложении № 1 к Порядку заполнения декларации, утвержденному Приказом Минфина России от 5 мая 2008 г. № 54н;
2) подраздел 1.1 раздела 1;
3) лист 02 «Расчет налога на прибыль организаций»;
4) приложения № 1 и 2 к листу 02 декларации.
У организаций, уплачивающих ежемесячные авансовые платежи, в составе налоговой декларации за I квартал 2009 г. должен быть подраздел 1.2 раздела 1.
Если налогоплательщик имеет доходы, расходы, убытки или средства, подлежащие отражению в подразделах, листах и приложениях, осуществляет операции с ценными бумагами, является налоговым агентом или имеет обособленные подразделения, то представляются соответствующие подразделы, листы и приложения (подраздел 1.3 раздела 1, приложения № 3, 4 и 5 к листу 02, листы 03, 04, 05, 06 и 07).
Лист 06 налоговой декларации заполняется только негосударственными пенсионными фондами.
Обратите внимание, что в I квартале налогоплательщик обязан представить приложение № 4 к листу 02. Заполняя это приложение, налогоплательщики должны указать остаток неперенесенного убытка на начало налогового периода с расшифровкой по годам.
Согласно п. 3 ст. 283 Налогового кодекса РФ, если налогоплательщик понес убытки более чем в одном налоговом периоде, они переносятся на будущее в той очередности, в которой были понесены. При этом организация обязана хранить документы, подтверждающие объем убытка в течение всего срока, когда она уменьшает налоговую базу текущего налогового периода на суммы ранее полученных убытков. Убытки можно списать только при наличии первичных документов, подтверждающих полученный финансовый результат. Такое разъяснение приведено в Письме Минфина России от 3 апреля 2007 г. № 03-03-06/1/206.
Организациям, к которым в процессе реорганизации присоединяются юридические лица, имеющие непокрытые убытки прошлых лет, следует принимать во внимание Письмо Минфина России от 23 мая 2007 г. № 03-03-06/1/292. В случае прекращения налогоплательщиком деятельности по причине реорганизации его правопреемник может уменьшать налоговую базу на сумму убытков, полученных реорганизуемыми организациями до момента реорганизации (п. 5 ст. 283 НК РФ). В частности, организация – правопреемник присоединенных к ней юридических лиц вправе уменьшить налогооблагаемую базу по налогу на прибыль на убытки прошлых лет, образовавшиеся у присоединившихся лиц до вступления в силу гл. 25 Налогового кодекса РФ. Убытки списываются в порядке и на условиях, предусмотренных в ст. 283 Налогового кодекса, при наличии документов, подтверждающих данные убытки.
В соответствии с п. 1 ст. 289 Налогового кодекса РФ налогоплательщики должны представлять декларацию в налоговую инспекцию:
1) по месту своего нахождения;
2) по месту нахождения каждого обособленного подразделения.
Следует учитывать, что если обособленные подразделения организации находятся на территории одного субъекта Российской Федерации, то налог на прибыль в бюджет этого субъекта Российской Федерации можно уплачивать через одно обособленное подразделение (так называемое ответственное обособленное подразделение), которое организация определяет самостоятельно (абз. 2 п. 2 ст. 288 НК РФ).
В этом случае декларацию надо представлять в налоговую инспекцию по месту нахождения ответственного обособленного подразделения организации. По данным ситуациям имеются разъяснения в письмах ФНС России от 31 октября 2005 г. № ММ-6-02/916@, Минфина России от 24 ноября 2005 г. № 03-03-02/132.
Следует обратить внимание на изменение налоговой ставки налога на прибыль организаций. Так, с 1 января 2009 г. налоговая ставка налога на прибыль организаций в соответствии с п. 23 ст. 2 Федерального закона от 26 ноября 2008 г. № 224-ФЗ «О внесении изменений в часть первую, часть вторую Налогового кодекса РФ и отдельные законодательные акты Российской Федерации» и Федеральным законом от 30 декабря 2008 г. № 305-ФЗ «О внесении изменений в ст. 284 части второй Налогового кодекса РФ» уменьшится на 4 %.
Налоговая ставка устанавливается в размере 20 %, за исключением случаев, предусмотренных п. 2–5 ст. 284 Налогового кодекса РФ. При этом:
1) сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 2 %, зачисляется в федеральный бюджет;
2) сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 18 %, зачисляется в бюджеты субъектов Российской Федерации.
Налоговая ставка налога, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации может быть понижена для отдельных категорий налогоплательщиков. При этом указанная налоговая ставка не может быть ниже 13,5 %.
В связи с данными изменениями возникает вопрос: исходя из какой ставки рассчитывать авансы по налогу на прибыль на I квартал 2009 г.? Министерство финансов РФ в Письме от 19 января 2009 г. № ШС-22-3/33 дало разъяснение, из которого следует следующее.
В расчет порядка исчисления авансовых платежей на I квартал 2009 г. законодательством о налогах и сборах не предусмотрен пересчет исчисленных сумм ежемесячных авансовых платежей на I квартал в случаях изменения размера налоговой ставки с 1 января текущего налогового периода.
В соответствии со ст. 286 гл. 25 «Налог на прибыль организаций» Налогового кодекса РФ сумма ежемесячного авансового платежа, подлежащего уплате в I квартале текущего налогового периода, принимается равной сумме ежемесячного авансового платежа, подлежащего уплате налогоплательщиком в последнем квартале предыдущего налогового периода.
Сумма ежемесячного авансового платежа, подлежащего уплате в IV квартале текущего налогового периода, принимается равной 1/3 разницы между суммой авансового платежа, рассчитанной по итогам девяти месяцев, и суммой авансового платежа, рассчитанной по итогам полугодия.
Таким образом, сумма ежемесячного авансового платежа на I квартал 2009 г. принимается равной сумме ежемесячного авансового платежа, исчисленного по налоговой ставке, действовавшей в 2008 г., и отраженного по строкам 290–310 листа 02 налоговой декларации по налогу на прибыль организаций за 9 месяцев 2008 г.
Порядок исчисления налога и авансовых платежей установлен ст. 286 Налогового кодекса РФ. Систему уплаты авансовых платежей налогоплательщик выбирает самостоятельно в соответствии с правилами гл. 25 НК РФ и в течение налогового периода не имеет права ее изменять.
Рассмотрим все возможные варианты уплаты организацией авансовых платежей по налогу на прибыль в 2009 г.
1. Исчисление налогоплательщиками ежемесячных авансовых платежей исходя из фактически полученной прибыли. Переход на такой порядок исчисления авансовых платежей Налоговым кодексом РФ разрешен только с начала налогового периода (п. 2 ст. 286 НК РФ). Налогоплательщик вправе перейти на уплату ежемесячных авансовых платежей исходя из фактической прибыли, уведомив об этом налоговый орган не позднее 31 декабря года, предшествующего налоговому периоду, в котором происходит переход на эту систему уплаты авансовых платежей.
Основанием у организации для уведомления налогового органа служит приказ об учетной политике для целей налогообложения на 2009 г. В случае если налогоплательщиком принята учетная политика на несколько лет и в ней не предусмотрена уплата ежемесячных авансовых платежей исходя из фактической прибыли, следует внести соответствующие изменения.
Необходимо отметить, что порядок исчисления организацией, имеющей в своем составе обособленные подразделения, сумм ежемесячных авансовых платежей, в том числе подлежащих уплате в бюджеты субъектов РФ по месту нахождения обособленных подразделений, определен в ст. 286 и 288 НК РФ.
Для организации, перешедшей на уплату ежемесячных авансовых платежей исходя из фактически полученной прибыли, отчетными периодами признаются месяц, два месяца, три месяца и т. д. до окончания календарного года (п. 2 ст. 285 НК РФ). Представлять в налоговый орган декларацию необходимо по итогам каждого отчетного периода в срок не позднее 28-го числа месяца, следующего за месяцем, по итогам которого производится исчисление авансовых платежей (п. 3 ст. 289, абз. 4 п. 1 ст. 287 НК РФ). То есть в I квартале организации представляют декларацию за январь 28 февраля, декларация за январь-февраль представляется 28 марта, за январь-март – 28 апреля 2009 г.
Сумма авансового платежа за отчетный период определяется исходя из ставки налога и фактически полученной прибыли в отчетном периоде, которая рассчитывается нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответствующего месяца (абз. 7 п. 2 ст. 286 НК РФ). При этом сумма авансовых платежей, подлежащая уплате в бюджет, определяется с учетом ранее начисленных сумм авансовых платежей.
При наличии убытка по итогам отчетного периода (месяца, двух месяцев и т. д.) сумма авансового платежа, подлежащего уплате в бюджет, равна нулю.
2. Порядок уплаты ежемесячных авансовых платежей в размере 1/3 от суммы налога, уплаченной за прошедший квартал, с ежеквартальным представлением налоговых деклараций.
В этом случае налогоплательщик не направляет уведомление в налоговый орган, так как порядок уплаты налога на прибыль у налогоплательщика не изменился. Однако следует помнить, что сумма ежемесячного авансового платежа, подлежащего уплате в I квартале 2009 г., принимается равной сумме ежемесячного авансового платежа, которую налогоплательщик был обязан уплатить в IV квартале 2008 г. В свою очередь, сумма ежемесячного авансового платежа, подлежащего уплате в IV квартале 2008 г., принимается равной 1/3 разницы между суммой авансового платежа, рассчитанной по итогам 9 месяцев, и суммой авансового платежа, рассчитанной по итогам полугодия 2008 г. (п. 2 ст. 286 НК РФ).
Налоговые органы самостоятельно на основании данных деклараций по налогу на прибыль за 9 месяцев 2008 г. начисляют суммы ежемесячных авансовых платежей, подлежащих уплате налогоплательщиками в I квартале 2009 г., в карточках «Расчеты с бюджетом» налогоплательщиков (аналогично порядку, установленному в письмах МНС России от 18 декабря 2002 г. № ВГ-6-02/1962 и от 26 декабря 2003 г. № ВГ-6-02/1372).
3. Уплачивать только квартальные авансовые платежи по итогам отчетного периода.
В соответствии с порядком, установленным п. 3 ст. 286 Налогового кодекса РФ, организации, у которых за предыдущие четыре квартала доходы от реализации, определяемые в соответствии со ст. 249 НК РФ, не превышают в среднем 3 млн руб. за каждый квартал, уплачивают только квартальные авансовые платежи по итогам отчетного периода.
Согласно ст. 249 НК РФ доходом от реализации признается выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав.
Пунктом 1 ст. 287 Налогового кодекса РФ установлено, что авансовые платежи по итогам отчетного периода уплачиваются не позднее срока, установленного для подачи налоговых деклараций за соответствующий отчетный период.
В случае превышения указанного ограничения налогоплательщик утрачивает право на уплату квартальных авансовых платежей начиная с квартала, следующего за кварталом, в котором такое превышение имело место.

Расходы по долговым обязательствам

При исчислении налогооблагаемой базы по налогу на прибыль в I квартале 2009 г. следует учитывать изменения порядка признания процентов по долговым обязательствам в расходах. Норматив процентов по кредитам в 2008–2009 гг. увеличился. В 2008 г. Банк России повышал ставку рефинансирования шесть раз – с 10 до 13 %. До этого момента в течение десяти лет ставка последовательно снижалась. Большинство российских кредитных организаций в период кризиса повысили ставки по ранее выданным кредитам, но норматив принятия процентов для целей исчисления прибыли по рублевым кредитам остался прежним – ставка рефинансирования, умноженная на 1,1, а по кредитам в иностранной валюте – 15 % (абз. 4 п. 1 ст. 269 НК РФ).
Действие указанного абзаца в части данного норматива приостановлено Законом № 224-ФЗ до 31 декабря 2009 г. В период приостановления определено, что при отсутствии долговых обязательств перед российскими организациями, выданных в том же квартале на сопоставимых условиях, предельная величина процентов, признаваемых расходом (включая проценты и суммовые разницы по обязательствам, выраженным в условных денежных единицах по установленному соглашением сторон курсу условных денежных единиц), принимается равной:
1) ставке рефинансирования Банка России, увеличенной в 1,5 раза, – при оформлении долгового обязательства в рублях;
2) 22 % – по долговым обязательствам в иностранной валюте.
Следует обратить внимание: сказанное может быть применено при отсутствии кредитов, выданных на сопоставимых условиях, у тех налогоплательщиков, которые в учетной политике выбрали для расчета норматива этот показатель. Если же налогоплательщик решил сменить в этой части учетную политику, потому что по новым нормативам учитывать проценты им стало выгоднее, следует внести в нее изменения.
В соответствии со ст. 313 НК РФ изменение порядка учета отдельных хозяйственных операций и (или) объектов в целях налогообложения налогоплательщик производит в случае изменения законодательства о налогах и сборах или применяемых методов учета. Решение о внесении изменений в учетную политику для целей налогообложения при изменении применяемых методов учета принимается с начала нового налогового периода, а при изменении законодательства о налогах и сборах – не ранее чем с момента вступления в силу изменений норм указанного законодательства.
Напоминаем, что порядок признания расходов в виде процентов определен в п. 8 ст. 272 НК РФ. По договорам займа и иным аналогичным договорам (другим долговым обязательствам, включая ценные бумаги), срок действия которых приходится более чем на один отчетный период, в целях гл. 25 НК РФ расход признается осуществленным и включается в состав расходов на конец соответствующего отчетного периода.
В случае прекращения действия договора (погашения долгового обязательства) до истечения отчетного периода расход признается осуществленным и включается в состав соответствующих расходов на дату прекращения действия договора (погашения долгового обязательства).

Амортизация основных средств, на что необходимо обратить внимание при исчислении налогооблагаемой базы в I квартале 2009 г.

При составлении налоговой отчетности по налогу на прибыль за I квартал 2009 г. необходимо учитывать изменения, внесенные в налоговое законодательство. С 1 января 2009 г. начала действовать обновленная редакция частей первой и второй Налогового кодекса РФ. Значительные изменения внесены Федеральным законом от 22 июля 2008 г. № 158 и от 26 ноября 2008 г. № 224-ФЗ.
С 2009 г. значительно изменился порядок начисления амортизации. Как и в прежней редакции гл. 25 Налогового кодекса РФ, предусмотрено два метода начисления амортизации: линейный и нелинейный (п. 1 ст. 259 НК РФ). В то же время есть различия в порядке их применения, которые заключаются в следующем.
1. Метод начисления амортизации организации должны установить единым в отношении всех объектов амортизируемого имущества. Таким образом, с 2009 г. организация не сможет применять разные методы по отдельным объектам. При этом не имеет значения дата приобретения основных средств, т. е. эта норма применяется даже для тех ОС, которые были приобретены и введены в эксплуатацию до 2009 г. (абз. 4, 5 п. 1 ст. 259 НК РФ).
Но из общего правила имеется исключение. Так, если организация выбрала нелинейный метод амортизации, то в отношении зданий, сооружений, передаточных устройств и нематериальных активов, которые входят в восьмую – десятую амортизационные группы, нужно будет применять линейный метод амортизации (п. 3 ст. 259 НК РФ).
2. Исключительно линейный метод начисления амортизации теперь применяется не только в отношении указанных выше объектов восьмой – десятой амортизационных групп, но и в отношении нематериальных активов, которые входят в эти амортизационные группы (п. 3 ст. 259 НК РФ).
3. Выбранный метод начисления амортизации в обязательном порядке нужно закрепить в учетной политике для целей налогообложения (абз. 4 п. 1 ст. 259 НК РФ).
4. Метод начисления амортизации теперь можно изменить с начала очередного налогового периода (абз. 4 п. 1 ст. 259 НК РФ). Однако перейти с нелинейного метода на линейный метод начисления амортизации организация вправе не чаще 1 раза в 5 лет. Для обратного же перехода такого ограничения не установлено.
При этом в срок до 1 января 2009 г. организации обязаны определить в учетной политике для целей налогообложения метод начисления амортизации, который будут применять с 1 января 2009 г. (ст. 6 Закона № 158-ФЗ).

Бывшие в употреблении объекты
С 2009 г. в п. 12 ст. 258 Налогового кодекса РФ определено, что приобретенные организацией объекты амортизируемого имущества, бывшие в употреблении, включаются в состав той амортизационной группы (подгруппы), в которую они были включены у предыдущего собственника. Подтверждением этого может быть выписка из регистра налогового учета или указание группы в акте приема-передачи объекта основных средств.
В случае если продавец по каким-либо причинам не сообщил необходимые сведения о продаваемом объекте и налогоплательщик самостоятельно определяет амортизационную группу, в будущем могут возникнуть проблемы. Если налоговый орган в результате встречной проверки выяснит, что амортизационная группа была определена неправильно, к налогоплательщику могут быть применены штрафные санкции за искажение налоговой базы.
Постановлением Правительства РФ от 12 сентября 2008 г. № 676 в Классификацию основных средств внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2009 г. В частности, некоторые виды основных средств переведены в другую амортизационную группу. При составлении налоговой отчетности за I квартал 2009 г., что основные средства, введенные в эксплуатацию до этого года, не могут быть переведены в другую амортизационную группу в соответствии с новой редакцией Классификации. Данный вывод вытекает из п. 1 ст. 258 Налогового кодекса РФ. Данным пунктом названной статьи установлено, что срок полезного использования объекта определяется на дату его ввода в эксплуатацию. Он может быть изменен лишь после реконструкции, модернизации или технического перевооружения и только в пределах сроков, установленных для амортизационной группы, в которую данный объект был включен ранее.

Амортизационная премия
Организациям предоставлено право воспользоваться амортизационной премией, т. е. До 10 % первоначальной стоимости основного средства списать единовременно в расходах текущего отчетного (налогового) периода (абз. 2 п. 9 ст. 258 НК РФ).
Кроме этого, с 1 января 2009 г. в отношении основных средств, относящихся к третьей – седьмой амортизационным группам, разрешено единовременно учитывать в расходах текущего отчетного (налогового) периода до 30 % их первоначальной стоимости (абз. 2 п. 9 ст. 258 НК РФ в редакции Закона № 224-ФЗ).
В аналогичном порядке можно учесть расходы, понесенные в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации данных основных средств (абз. 2 п. 9 ст. 258 НК РФ).
Если организация приняла решение использовать амортизационную премию, то целесообразно закрепить это в учетной политике.
Напоминаем, что амортизационная премия признается в составе косвенных расходов в том отчетном периоде, на который приходится дата начала амортизации основных средств. А в случае модернизации, реконструкции, перевооружения основных средств – на дату изменения их первоначальной стоимости (п. 3 ст. 272 НК РФ).
Необходимо отметить, что дату признания амортизационной премии в последнем случае контролирующие органы трактуют неоднозначно. Так, ранее Минфин России разъяснял, что списать амортизационную премию по капитальным вложениям при модернизации (реконструкции и т. п.) основных средств нужно в месяце, следующем за месяцем ввода имущества в эксплуатацию после проведенной модернизации (письма от 26 июля 2007 г. № 03-03-06/1/529, от 16 июля 2007 г. № 03-03-06/1/486, от 16 апреля 2007 г. № 03-03-06/1/236).
Последние разъяснения Минфина говорят об обратном: учесть амортизационную премию по расходам на модернизацию можно уже в том периоде, на который приходится дата изменения первоначальной стоимости основных средств (Письмо Минфина России от 22 января 2008 г. № 03-03-06/1/29).
В отношении имущества, права на которое подлежат обязательной государственной регистрации, амортизационная премия по расходам на модернизацию (реконструкцию и т. п.) такого имущества учитывается в расходах с момента подачи документов на регистрацию. Данное мнение высказано Минфином России в Письме от 23 сентября 2008 г. № 03-03-06/1/539.
Необходимо напомнить, что применение амортизационной премии является правом организации, а не обязанностью. Если организация воспользовалась этим правом, следует учитывать, что для целей бухгалтерского учета такой порядок списания части стоимости основных средств (указанных выше расходов) не предусмотрен (разд. II ПБУ 6/01). Следовательно, при применении амортизационной премии для целей налогообложения прибыли у организации возникают в учете отложенные налоговые обязательства (п. 15 ПБУ 18/02).

Внесенными изменениями в гл. 25 Налогового кодекса РФ организациям предоставлено право амортизировать капитальные вложения в безвозмездно используемое имущество. С 1 января 2009 г. к амортизируемому имуществу отнесены также капитальные вложения в форме неотделимых улучшений, произведенных ссудополучателем с согласия ссудодателя, в основные средства, полученные по договору безвозмездного пользования. Они амортизируются по аналогии с капитальными вложениями в арендованные ОС (п. 1 ст. 258 НК РФ в новой редакции):
1) капитальные вложения, стоимость которых возмещается ссудополучателю ссудодателем, амортизируются у последнего в общем порядке;
2) невозмещаемые согласованные капитальные расходы амортизируются ссудополучателем в течение срока действия договора исходя из норм, установленных в Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы.
При их амортизации можно применять линейный и нелинейный методы (п. 4 ст. 259.1 и п. 7 ст. 259.2 НК РФ в новой редакции). Начало амортизации – с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором это имущество было введено в состав капитальных вложений (у ссудодателя) либо в котором это имущество было введено в эксплуатацию (у ссудополучателя).
Следует отметить, что у ссудодателя по переданному в безвозмездное пользование объекту в течение срока договора амортизация не начисляется, и ее начисление возобновляется после возврата объекта (п. 7 ст. 258 и п. 9 ст. 259.2 НК РФ).
Необходимо отметить, что Законом № 224-ФЗ внесены уточнения в подп. 32 п. 1 ст. 251 Налогового кодекса РФ. При определении налоговой базы в составе доходов у налогоплательщиков не учитываются капитальные вложения в предоставленные по договору безвозмездного пользования объекты ОС в форме неотделимых улучшений, произведенных организацией-ссудополучателем.
При исчислении амортизации в целях налогообложения прибыли по дорогим легковым автомобилям и пассажирским микроавтобусам следует обратить внимание на применение специальных коэффициентов. Так с 1 января 2009 г. отменяется понижающий коэффициент 0,5, применяемый в отношении легковых автомобилей и микроавтобусов стоимостью более 600 тыс. и 800 тыс. руб. соответственно. Однако к автомобилям и микроавтобусам, введенным в эксплуатацию до 1 января 2009 г., амортизационная норма должна применяться со специальным коэффициентом 0,5. Данная позиция отмечена в Письме Минфина России от 9 октября 2008 г. № 03-03-06/1/573.
В соответствии с абз. 2 ст. 323 Налогового кодекса РФ учет начисленной линейным методом амортизации ведется по каждому объекту амортизируемого имущества. В соответствии со ст. 259.2 и абз. 2 ст. 323 Налогового кодекса РФ амортизация, которая начисляется нелинейным методом, учитывается по каждой амортизационной группе (подгруппе).
Кроме этого, в отношении каждого объекта амортизируемого имущества необходимо вести аналитический учет, в котором должна содержаться следующая информация:
1) о первоначальной стоимости амортизируемого имущества;
2) об изменениях первоначальной стоимости основных средств в случае достройки, дооборудовании, реконструкции, частичной ликвидации;
3) принятых организацией сроках полезного использования амортизируемого имущества;
4) сумме начисленной амортизации с даты начала ее начисления до конца месяца, в котором амортизируемое имущество реализовано (выбыло), – для объектов, амортизация по которым начисляется линейным методом;
5) сумме начисленной амортизации и суммарном балансе каждой амортизационной группы и подгруппы (при применении нелинейного метода начисления амортизации);
6) остаточной стоимости (определенной на основании п. 1 ст. 257 НК РФ) объектов амортизируемого имущества, входящих в амортизационные группы (подгруппы), – при их выбытии;
7) цене реализации амортизируемого имущества исходя из условий договора купли-продажи;
8) дате приобретения и дате реализации (выбытия) имущества;
9) дате передачи имущества в эксплуатацию, дате исключения из состава амортизируемого имущества по основаниям, предусмотренным п. 3 ст. 256 Налогового кодекса РФ, дате расконсервации имущества, дате окончания договора безвозмездного пользования, дате завершения работ по реконструкции, дате модернизации;
10) понесенных расходах, связанных с реализацией (выбытием) амортизируемого имущества, а также о расходах по хранению, обслуживанию и транспортировке реализованного (выбывшего) имущества.

Суточные и полевое довольствие: новый порядок налогообложения с 1 января 2009 г.

С 1 января 2009 г. суточные и полевое довольствие учитываются в составе командировочных расходов без каких-либо ограничений их размера.
При этом следует помнить, что расходы учитываются для целей налогообложения прибыли при условии их соответствия требованиям п. 1 ст. 252 Налогового кодекса РФ – обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком, при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Исходя из ст. 168, 168.1 Трудового кодекса РФ, Положения о командировках, а также Письма Минфина России от 22 марта 2006 г. № 03-03-04/1/271, для учета таких расходов организации необходимо подтвердить:
1) производственный характер командировки или нахождения в полевых условиях (приказ);
2) продолжительность командировки (командировочное удостоверение, ксерокопии страниц загранпаспорта, проездные документы);
3) расчет размера суточных (справка бухгалтера);
4) факт получения работником денежных средств (расходный кассовый ордер).
Кроме того, необходимо, чтобы размер и порядок выплаты суточных и полевого довольствия были закреплены в коллективном договоре или локальном нормативном акте организации (ст. 168, 168.1 ТК РФ, абз. 2 п. 11 Положения о командировках).
При определении налогооблагаемой базы по налогу на прибыль необходимо правильно определить дату командировочных расходов.
Так, если организация применяет метод начисления, то расходы, принимаемые для целей налогообложения, признаются в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и (или) иной формы их оплаты (п. 1 ст. 272 НК РФ).
При этом датой осуществления расходов на командировки признается дата утверждения авансового отчета (пп. 5 п. 7 ст. 272 НК РФ).
Если организация применяет кассовый метод, то затраты признаются расходами после их фактической оплаты (п. 3 ст. 273 НК РФ). Каких-либо особенностей для признания командировочных расходов при применении кассового метода НК РФ не устанавливает.
Организации, имеющие обособленные подразделения
При составлении налоговой отчетности за I квартал 2009 г. организациям, имеющим обособленные подразделения, необходимо учитывать новый порядок. Так, с 1 января 2009 г. организации, имеющие обособленные подразделения, обязаны подавать уведомления в налоговый орган, если изменился порядок уплаты налога на прибыль или количество структурных подразделений компании на территории субъекта РФ. Также установлен срок подачи уведомлений. В соответствии с п. 2 ст. 288 Налогового кодекса РФ уведомить и выбрать подразделение, через которое будет уплачиваться налог на прибыль в случае создания новых подразделений или ликвидации старых, нужно в течение 10 дней по окончании отчетного периода. Таким образом, установлен срок на подачу уведомлений, и за его нарушение организация может быть привлечена к ответственности по п. 1 ст. 126 Налогового кодекса РФ в виде штрафа в размере 50 руб. за каждый непредставленный документ.
Если налогоплательщик имеет несколько обособленных подразделений на территории различных субъектов РФ, он производит распределение налога на прибыль. Одним из используемых показателей является удельный вес остаточной стоимости амортизируемого имущества. В п. 2 ст. 288 Налогового кодекса РФ внесено уточнение: организации, перешедшие на начисление амортизации нелинейным методом, вправе определять остаточную стоимость амортизируемого имущества по данным бухгалтерского учета.

Расходы на содержание объектов обслуживающих производств и хозяйств

В соответствии с положениями ст. 275.1 Налогового кодекса РФ налогоплательщики, которые являются градообразующими организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации и в состав которых входят структурные подразделения по эксплуатации объектов жилищного фонда, а также объектов, указанных в абз. 3 и 4 ст. 275.1 Налогового кодекса РФ, вправе принять для целей налогообложения фактически осуществленные расходы на содержание указанных объектов. Указанные расходы для целей налогообложения признаются в пределах нормативов на содержание аналогичных хозяйств, производств и служб, утвержденных органами местного самоуправления по месту нахождения налогоплательщика. Если органами местного самоуправления такие нормативы не утверждены, налогоплательщики вправе применять порядок определения расходов на содержание этих объектов, действующий для аналогичных объектов, находящихся на данной территории и подведомственных указанным органам. В случае если вышеуказанные объекты находятся на территории иного муниципального образования, чем головная организация, применяются нормативы, утвержденные органами местного самоуправления по месту нахождения этих объектов.
Таким образом, если органами местного самоуправления указанные нормативы не утверждены и отсутствует порядок определения соответствующих расходов, налогоплательщики вправе признавать расходы на содержание обслуживающих подразделений и хозяйств в размерах фактически осуществленных затрат.

Как учесть для целей налогообложения прибыли курсовые разницы по договору займа

В соответствии с п. 11 ст. 250 Налогового кодекса РФ внереализационными доходами налогоплательщика признаются, в частности, доходы в виде положительной курсовой разницы, возникающей от переоценки имущества в виде валютных ценностей и требований (обязательств), стоимость которых выражена в иностранной валюте, в том числе по валютным счетам в банках, проводимой в связи с изменением официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации.
При этом положительной курсовой разницей в целях налогообложения прибыли признается курсовая разница, возникающая при дооценке имущества в виде валютных ценностей и требований, выраженных в иностранной валюте, либо при уценке выраженных в иностранной валюте обязательств.
Согласно подп. 5 п. 1 ст. 265 Налогового кодекса РФ к внереализационным расходам налогоплательщика относятся расходы в виде отрицательной разницы, возникающей от переоценки имущества в виде валютных ценностей (обязательств), стоимость которых выражена в иностранной валюте, в том числе по валютным счетам в банках, проводимой в связи с изменением официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации.
При этом отрицательной курсовой разницей в целях налогообложения прибыли признается курсовая разница, возникающая при уценке имущества в виде валютных ценностей и требований, выраженных в иностранной валюте, или при дооценке выраженных в иностранной валюте обязательств.
Пунктом 8 ст. 271 и п. 10 ст. 272 Налогового кодекса РФ определено, что обязательства, выраженные в иностранной валюте, пересчитываются в рубли по официальному курсу, установленному Центральным банком Российской Федерации на дату прекращения (исполнения) обязательств и (или) на последний день отчетного (налогового) периода, в зависимости от того, что произошло раньше.
Таким образом, курсовые разницы (положительные и отрицательные) в связи с переоценкой суммы долгового обязательства в виде займа, полученного в иностранной валюте, учитываются для целей налогообложения прибыли российской организацией – заемщиком на дату прекращения (исполнения) долгового обязательства по возврату кредита с учетом процентов (предусмотренных кредитным договором) и (или) на последний день отчетного (налогового) периода, в зависимости от того, что произошло раньше.

 


Источник: http://www.glb-info.ru